Статья 'Dvar: Пчелиный Авангрард' (Журнал Рок Оракул № 24).

Пчелиный Авангрард

 

В современной музыке существует два типа артистов: условно их можно разделить на «революционеров» и «консерваторов». Первые редко когда выпускают альбом, похожий на предыдущий, вторые же готовы десятилетиями перепевать «одну и ту же песню». Для наглядности возьмем SPARKS, которые, начиная в одну эпоху с рокерами первой волны, успели поиграть и «электронику», и «new wave», и даже «диско». И, например, ROLLING STONES, последний альбом которых, в общем-то, мало, чем отличается от их дебютных работ чуть ли не полувековой давности. Можно вспомнить и двух выдающихся «глэм-рокеров» David Bowie и Alice Cooper. Первый - типичный «революционер», второй – типичный «консерватор»… Надо сказать, что в подавляющем числе артисты не любят экспериментировать и куда охотнее будут выпускать одну и ту же музыку – тем более, если она приносит неплохие деньги – так проще и выгоднее. Но, к счастью, не все выбирают лёгкий путь к славе. И благодаря этому удивительный мир музыки становится гораздо более ярким!

В этой статье речь пойдёт, возможно, об одних из самых значительных представителей «революционного направления». Отечественный проект DVAR (для тех, кто не знает, это имя «астрального существа», использующего музыкантов как «медиумов») выпустил уже шесть полноформатных альбомов, стиль которых настолько не вписывается в музыкальные форматы, что в пору каждому из них давать эксклюзивное название.

Итак, самый первый альбом «Piirrah» (в России переизданный под названием «Taai Liira») вышел в 2002 году в Италии на лейбле Radio Luxor, известным по релизам таких артистов «тёмной сцены» как KIRLIAN KAMERA и LEGENDARY PINK DOTS. Стиль «darkwave» в исполнении DVAR явился крайне патологической музыкой: жёсткая «электроника» с истерическими «гномо-подобными» вокалами и «неофолковым» мелодизмом. Вкупе с конспирацией, мистическим концептом, «культом пчелы» и «выдуманным» языком, безумно экспрессивная музыка производила сильное воздействие. Некоторыми критиками подобная мозаика была названа «электронным black metal», меломаны же со стажем разглядели здесь своеобразный коктейль из THE RESIDENTS, DAS ICH, RELATIVES MENSCHSEIN, SOPOR AETERNUS, Mike Patton и Diamanda Galas.

Начиная с 2003 года, альбомы DVAR регулярно начинают выходить на отечественном лейбле Irond. С этого же момента растет и культ группы, ставшей на сегодняшний момент значительным явлением на российской «тёмной» сцене. Среди «курьезных» достижений стоит вспомнить участие группы в сборнике по итогам года журнала «Play» «The Best of the Best», где шизофреническая композиция DVAR «Haya Haya» составила компанию таким мастодонтам «русского рока» как ЛЕНИНГРАД, СПЛИН, АРИЯ и ПИКНИК. В Европе альбомы проекта традиционно получают самые высокие рейтинги в главных рупорах альтернативной музыки «Orcus» и «Zillo». Также за DVAR прочно закрепляется ярлык «паранормальной» группы, основанный на том, что будто их музыка обладает мистическим воздействием, а различные таинственные истории, связанные с проектом, буквально заполонили интернет.

Музыка же DVAR от альбома к альбому претерпевала значительные метаморфозы. Уже на втором альбоме «Roah», былая зубодробительная «электроника» сменилась красивыми мелодиями, ближневосточным колоритом, разухабистыми гармошками и аллюзиями на «академический минимализм». Собственно «Roah» является краеугольной пластинкой проекта, пустивший музыкантов в творческое путешествие самопознания. Нетрудно представить сценарий, где DVAR из года в год выпускает дубль своего первого альбома… И, судя по тому, что большинство фанатов группы до сих пор культивируют именно «Piirrah», можно предположить, что такой расклад для проекта был бы гораздо более удачным в плане популярности. Но музыканты избрали путь творческой свободы и экспериментов…

На третьем по счету альбоме «Rakhilim» стиль проекта окончательно перешёл в область «lightwave» — термин, которым критики окрестили доселе неслыханный микс. «Rakhilim» – это 20 коротких музыкальных зарисовок, светлых по настроению, но крайне тревожных по содержанию. Музыканты DVAR сделали очень странную вещь – оставив общую «дарквейвую» основу и «готическую чертовщинку», они начали вводить в жанр совершенно неожиданные компоненты. Как результат, в аннотациях на «готическую», вроде бы, группу стали появляться ссылки на артистов, вероятно, даже не имеющих представления о существовании «тёмной сцены»: Pascal Comelade, Tom Waits, Yan Tiersen, Michael Nyman, Wim Mertens, THE TIGER LILLIES и т. д. Большим количеством аудитории «Rakhilim» признается как «квинтэссенция» DVAR – с одной стороны это «светлая» и нарочито «инфантильная» музыка, с другой - «таинственная», с привкусом реального, не показного, «оккультизма». Такой вот парадокс.

2005 год ознаменовался сразу двумя альбомами DVAR, вышедших в начале и конце года. На обоих альбомах существенно возросла электронная составляющая. «Электронная» именно в своём первоначальном смысле, имеющим отношение к серьёзному подходу синтеза звуков и их специфической тембральной окраске.

«Hor Hor» включал целый ряд музыкальных компонентов: от «synthpop» до «ragga». Ритмичная, заводная музыка, наполненная забавными звучками, словно выпрыгнувших из мультфильмов 80-х. Если бы не вездесущая «чертовщинка» и зловещий привкус, то DVAR запросто можно было бы поставить в один ряд с такими модными проектами как PLUXUS, DRAGIBUS, LITTLE COMPUTER PEOPLE или отечественными «электронщиками» НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР и MESSERCHUPS. Не случайно и то, что композиции DVAR начали появляться на компиляциях, выпускаемых лейблом, совершенно далёким от «готической» сцены – в частности речь о популярных релизах лейбла Снегири, курируемого прославленным музыкантом и продюсером Олегом Нестеровым, «Лёгкое Лето» и «Novomesto».

Альбом «Oramah Maalhur» явился словно оборотной стороной «Hor Hor». Неспешная медитативная атмосфера, «эмбиент» — так, наверное, звучат баллады, исполняемые пришельцами на своих далёких планетах. В некотором смысле эту работу проекта можно назвать самой «серьёзной», если такой эпитет вообще применим к музыке DVAR, которая в силу своего яркого постмодернистского начала, стоит за рамками привычной оценочной шкалы. А поклонники «культурной электроники» и «академической музыки», наверняка, могли разглядеть тонкие аллюзии на Jean Michel Jarre, Vangelis, Kitaro, Philip Glass, Terry Riley, Steve Reich и Meredith Monk. Аллюзии, тонко вплетенные в уникальный собственный стиль.

После пяти альбомов на лейбле Irond и затишья длиной в год с небольшим, новое послание DVAR выходит на отечественном лейбле Gravitator Records. Безусловно, никто уже не ожидал от DVAR копии одного из своих прошлых альбомов. И DVAR оправдали свой имидж радикальных новаторов и любителей безудержных экспериментов. «Jraah Mraah» – это 30 короткометражных номеров, хотя и являющихся логическим продолжением идей группы, выраженных в последних двух работах, но в то же время поданных под совершенно иным соусом по-настоящему «модной» и «стильной» музыки в самом хорошем смысле обоих слов. Яркие, экспрессивные «мультипликационные» пьесы варьируются от жизнерадостных до трагических, весь альбом пропитан болезненным ощущением утренника в клинике для буйно помешанных… Пластинку буквально обволакивает непонятная по своей сути, странная атмосфера, аналогичная той, что есть в фильмах у Дэвида Линча или Дэвида Кроненберга. Это ощущение, когда за клоунской маской случайно просматривается иссохший череп, или красочная обертка шоколадной конфеты скрывает внутри груду мёртвых дождевых червячков… Во истину, мистическое послание DVAR, которое многие так стремятся расшифровать, приобретает все более изощренные формы.

Вообще, сам факт того, что подобная экстраординарная музыка издаётся в нашей стране и пользуется определённой известностью, можно считать большим музыкальным курьезом. Ведь в иных обстоятельствах сами музыканты могли быть спешно помещены в клинику для душевной реабилитации, а их творчество представляло бы разве что прикладной интерес для начинающих психотерапевтов. Как ни раз замечали люди недюжинной музыкальной эрудиции, музыки подобной той, что делают наши соотечественники DVAR, не существует больше нигде в мире. Прослушав альбом «Jraah Mraah» не найдётся человека, который скажет что это не так. И ради этого простого факта, наверное, стоит с ней ознакомиться тем, кто этого ещё не сделал…

1 комментарий: